Дорога Победы

Торжества по случаю 75-летия прибытия в блокадный Ленинград первого поезда с Большой земли проходят сегодня на Октябрьской железной дороге.
"Открытие железнодорожного сообщения осажденного Ленинграда с Большой землей всего через 19 дней после прорыва блокады - настоящий подвиг ленинградцев. Проложить за это время 33-километровый участок дороги, соорудить мост через Неву немыслимо даже с учетом современных технологий. Но это сделали жители города в страшных условиях блокады, под обстрелами и бомбежками. Низкий им поклон! Будем достойны их подвига!" - отметил депутат Государственной Думы Сергей Вострецов.

7 февраля 1943 года, всего через 19 дней после прорыва блокады, на Финляндский вокзал еще осажденного Ленинграда, благодаря построенной в рекордные сроки 33-километровой железнодорожной ветке, пришел первый поезд с Большой земли.
Железнодорожное сообщение Ленинграда со страной было прервано в августе 41-го года, когда враг перерезал Октябрьскую магистраль, вышел на ближние подступы к городу и замкнул кольцо блокады.
Единственной ниточкой, связывающей северную столицу с Большой землей, стала легендарная Дорога жизни. К берегу Ладоги свозились, в общей сложности, миллионы тонн грузов – продукты, топливо, боеприпасы, которые по озеру переправляли в осажденный город: в навигацию – на катерах и баржах, зимой – на грузовиках по ледяной трассе. Этого мизера было явно недостаточно для огромного города. В конце 42-го, чтобы усилить доставку грузов по Ладоге, начали строить свайно-ледовую переправу, которая к середине января 43-го была почти готова. Но она не пригодилась: 18 января 1943-го после недельных ожесточенных боев операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились, пробив брешь в блокадном кольце – узкий коридор шириной с десяток километров, который наши бойцы удерживали целый год до полного снятия блокады. Благодаря этому, возникла реальная возможность наладить транспортный конвейер по обеспечению города-фронта всем необходимым, естественно, по военным меркам.
Уже 19 января на левый берег Невы, в освобожденный Шлиссельбург прибыли военные строители, железнодорожники, тысячи ленинградских женщин, чтобы в как можно скорее в прорубленном коридоре построить мост через Неву и железнодорожную ветку протяженностью 33 километра Шлисселдьбург-Поляны. 8 километров пролегали в прифронтовой зоне, буквально под носом у противника. 5 тысяч человек рубили лес, делали шпалы, подносили грунт из ближайшего карьера в мешках, так как машины не могли проехать по болотам, устанавливали рельсы. Земляных насыпей не возводили: шпалы укладывали в утрамбованный снег. И все это в январские морозы, под пронизывающим ладожским ветром, при постоянных обстрелах. Саперы обезвредили более двух тысяч мин, сотни неразорвавшихся снарядов и авиабомб.
Одновременно началось строительству моста через Неву в районе Староладожского канала. Ширина реки там 1050 метров, а глубина — 6,5 метров.
Первый, временный мостовой переход получился длиной 1300 метров. По сути это была вмороженная в лед полукруглая эстакада, обращенная выгнутой стороной к Ладоге, навстречу течению – для прочности. Работали круглосуточно и тоже под огнем противника. Теперь трудно даже представить, хотя это так, это правда, мост построили за 11 дней.
2 февраля эстакаду испытали, а 6 февраля, на два дня раньше намеченного срока, по ней проследовал первый поезд с Большой земли в осажденный город. На паровозе был укреплен плакат «Привет героическим защитникам Ленинграда!» и портрет Сталина.
Вспоминает участник тех героических событий, ветеран-машинист, в 1943-м - представитель народного комиссариата путей сообщения в Волховстрое, а после Великой Отечественной - председатель Совнаркома Карелии, депутат Верховного Совета СССР Вальдемар Виролайнен
- Последние 10 дней я находился среди строителей, и в первый поезд подсел на станции Междуречье. Мы в депо организовали соревнование машинистов - кто получит право вести первый поезд в Ленинград. По нам все время стреляли немецкие батареи, но к счастью, ни один снаряд ни в поезд ни в путь не попал. На станции Левоборежной пришлось постоять, потому что военные грузили танки. А дальше я взял управление поездом в свои руки. Сам переехал через Неву по новому мосту. Здесь меня встретил Павел Лукницкий - военный корреспондент Ленинградского фронта. Еще в апреле 42 года, мечтая о будущем, я ему сказал, что первый поезд поведу в Ленинград, а он говорит - я тебя встречу. Так и получилось. Он забрался в паровоз, мы обнялись, проронили слезу.
А дальше повел поезд на Мельничий ручей. Во всех населенных пунктах нас встречали.
Было всеобщее ликование. Проехали Ржевку - практически городскую черту и прибыли на Финляндский вокзал – на ту же самую платформу, на которой я в 17-м году в апреле месяце встречал Ленина.
На платформе был выстроен почетный караул из воинов-железнодорожников, духовой оркестр. Под звуки оркестра ехали до самой остановки. Очень много народу. Митинг Победы. Был настоящий праздник…»
Репортаж на Москву и всю страну о прибытии первого поезда вел собственный корреспондент Всесоюзного радио на Ленинградском фронте Матвей Фролов:
- Мы ждали первый поезд на Финляндском вокзале с утра 6 февраля, но встреча состоялась только на следующий лень, в 10 часов 9 минут. В моей записной книжке сохранилась часть текста из тогдашнего репортажа: «Поезд уже близко, виден дымок… Послушайте, друзья, настоящий поезд! Пройдет немного времени, и где-то на полустанке пассажир скажет кассиру торжественно и радостно: «В Ленинград!» И, наверное, в эту минуту улыбнется кассир и сердечно поздравит пассажира. Да, давно кассиры не продавали билеты в Ленинград». Это сказано в день прихода первого поезда».
Каждый поезд с Большой земли перевозил больше грузов, чем суточная вахта полуторок по льду Дороги жизни (она действовала до весеннего половодья - до конца марта 1943 года). Кроме топлива и боеприпасов, по железной дороге в Ленинград повезли пшеницу, рожь, картофель, консервы, сыр и другие продукты. И уже через считанные дни после начала железнодорожного движения в Ленинграде были введены нормы продовольственного снабжения, установленные для крупнейших промышленных центров страны. Работники оборонных предприятий и металлургических цехов стали получать по 700 граммов хлеба в день, рабочие других предприятий по 600, служащие — по 500, дети и иждивенцы — 400 граммов.
Более того, вскоре в городе удалось создать трехмесячные, а по зерну и муке даже четырехмесячные запасы продуктов.
33-километровую железнодорожную ветку в Ленинграде назвали Дорогой Победы. Каждый рейс через насквозь простреливаемый коридор, под огнем врага, назло ему - был тоже нашей победой и подвигом.
До начала апреля за ночь удавалось проводить по 7-8 поездов. А для города и фронта требовалось не менее 30-40 составов в сутки
Сразу же после открытия железнодорожного движения и сдачи линии Шлиссельбург—Поляны приступили к строительству более надежного, не ледового, а высоководного железнодорожного моста через Неву. Его соорудили в полукилометре ниже по течению от свайной эстакады. Новую переправу длиной 852 метров и высотой чуть более 8 метров держали 114 опор на сваях. Вокруг возвели ледозащитные сооружения, боновые заграждения от плавающих мин, которые противник мог сбросить с самолетов. Продумали контрбатарейную и противовоздушную защиту и даже задымление переправы, что затрудняло ориентировку вражеских наводчиков при авианалетах и артобстрелах. В конструкции сразу предусмотрели пять двадцатиметровых пролетов для малых судов и даже разводной пролет – для пропуска больших кораблей с высокими мачтами. По мосту следовал и автотранспорт, для этого соорудили настил из бревен. Наперекор всем трудностям и потерям, переправу за месяц и четыре дня. 18 марта установили последнее пролетное строение, и в этот же день в 18 часов 50 минут по мосту прошел первый обкаточный поезд. Регулярное движение открыли уже на рассвете, в 5 часов 25 минут 19 марта, После чего временную свайно-ледовую эстакаду вначале хотели разобрать, но из-за частых артобстрелов - оставили в качестве дублера до вскрытия льда на Неве.
Параллельно, по болотам вдоль Староладожского канала – на более безопасном расстоянии от врага - построили и 18-километровую обходную линию.
Серьезнейшие испытания пришлось пережить железнодорожникам и путейцам с наступлением весны, когда с таянием болотистой почвы начались размывы пути. На некоторых участках в воду и грязь погружались целые рельсовые звенья, так что проходившие по ним поезда порой были похожи на пароходы. Просадки рельсов часто приводили к саморасцепке вагонов, приходилось останавливать дорогу. Только в марте движение поездов прерывалось 4 раза, в апреле - 18 раз. Более трех тысяч человек поддерживали трассу, по ночам подсыпая балласт, поднимая и укрепляя пути. А кое-где рельсы до самых осенних заморозков были залиты водой. По воде шли обходчики, проверявшие стыки, в воде меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры…
Всех, кто обслуживал Дорогу Победы перевели на военное положение, с фронта отозвали квалифицированных железнодорожников. Среди тех, кто водил поезда по Синявинским болотам, был и Георгий Федоров
- Сначала поезда шли только ночью из-за постоянных обстрелов. Но фронт и Ленинград требовали большего. Нужно было подвозить продовольствие, боеприпасы, топливо. К марту 43-го на фронтовую вахту заступила 48-я паровозная колонна особого резерва. Поезда пошли и днем. Все, кто были на паровозе, чувствовали себя боевым подразделением. Девчатам-кочегарам приходилось перекидывать в топку по 140-150 кубометров дров. Было тяжело, но справлялись. И снарядов не боялись, хотя люди под обстрелами гибли постоянно.
Чтобы больше поездов могли проходить по трассе, вместо автоматической блокировки применили ручную. На всем протяжении стояли дежурные, фонарями дававшие поездам «зеленую улицу» или красный сигнал. Это позволило увеличить пропускную способность. Так мы работали в течение всего 43-го года, до полного снятия блокады.
И, конечно, жизненно-необходимая городу магистраль, проходившая у самой линии фронта, не смогла бы работать без надежной обороны. Целый год бойцы Ленинградского и Волховского фронтов обеспечивали стратегический коридор. Расширить его, не смотря на отчаянные попытки, так и не удалось. Сумели лишь выбить фашистов с высоток, где находились наблюдательные пункты, корректировавшие артобстрелы трассы. И все же планы немецкого командования восстановить блокаду Ленинграда были сорваны, не говоря уже о том, что постоянными атаками наши воины заставляли фрицев отвлекать значительные силы с других участков фронта.
А железнодорожная ветка жила, работала, подвозя в осажденный город боеприпасы, топливо, продукты и обеспечивая решающее наступление января 44-го, в результате которого враг был отброшен от стен Ленинграда.
И с каждым днем, с каждым месяцем росло число составов с грузами для Ленинграда и из Ленинграда – а на обратном пути из осажденного города поезда не ходили порожняком: вывозили не только больных и раненых, но и оборудование, оружие и боеприпасы для других фронтов, что выпускали блокадные предприятия.
И если в феврале и марте 1943 года в Ленинград прошло соответственно 69 и 60 поездов, то в апреле было пропущено 157 поездов, в мае — 259, в июне — 274, в июле 369, в августе — 351, в сентябре — 333, в октябре — 436, в ноябре — 390, в декабре — 407 составов, и примерно столько же – в обратном направлении
Всего же до конца 1943 года по стратегическому пути в Ленинград проследовало 3105, а из Ленинграда — 3076 поездов.
В осажденный город было завезено 4 миллиона 441 тысяч тонн грузов, в том числе 630 тысяч тонн продовольствия, 426 тысяч тонн угля, 1381 тысяч тонн дров, 725.7 тысяч тонн торфа.
А 23 февраля 1944-го, меньше чем через месяц после полного снятия блокады Ленинграда было восстановлено грузовое движение на главном ходу Ленинград — Москва. 20 марта вновь начал курсировать пассажирский поезд «Красная стрела». Но это вряд ли могло бы произойти, не будь Дороги Победы 43-го – в узком коридоре вдоль Ладоги, отбитом у фашистов.
В память о героических блокадных рейсах на станции Волховстрой установлен паровоз ЭУ 708-64, доставивший в Ленинград первый поезд с Большой земли 7 февраля 1943 года, а на станции Петрокрепость - паровоз ЭМ 721-83, который привел первый состав из блокадного Ленинграда.

 

Дата: 

07.02.2018